Проблематика
По конструктивному исполнению различают стационарные, контейнерные и передвижные автозаправочные станции.
- Стационарные АЗС представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, резервуары, технологические трубопроводы, топливораздаточные колонки,
очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Они могут обеспечить заправку до 1500 транспортных средств в сутки и до 170 заправок в час при пиковых нагрузках.
- Контейнерные АЗС характеризуются размещением основного и вспомогательного оборудования (в том числе резервуаров) в блок-контейнерах заводского изготовления.
- Передвижные АЗС являются мобильной технологической системой на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе. Они выполнены в форме единого заводского изделия и предназначены для розничной торговли топливом.
По виду и количеству реализуемых топлив различают традиционные и многотопливные автозаправочные станции.
- Традиционные АЗС предназначены для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом (ЖМТ).
- Многотопливные АЗС обеспечивают заправку транспортных средств двумя или тремя видами топлива, в том числе жидким моторным топливом (бензин и дизельное топливо), сжиженным углеводородным газом (СУГ) (сжиженный пропан-бутан) и сжатым природным газом.
Также имеются различного рода газозаправочные станции: автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), автомобильные газозаправочные станции (АГЗС), криогенные заправочные станции (КриоАЗС).
- Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) — это АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной
системы транспортных средств.
- Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) — это АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ.
- Криогенная автозаправочная станция (КриоАЗС) — это АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств компримированным природным газом (КПГ), получаемым на территории станции путем регазификации сжиженного природного газа (СПГ).
Регулирование деятельности АЗС осуществляется с учетом продуктов, реализуемых на таких станциях.
- АЗС для заправки транспортных средств нефтепродуктами (ЖМТ –жидкое моторное топливо).
- АЗС газомоторного топлива (СУГ – сжиженные углеводородные газы), АГЗС, АГНКС, КриоАЗС.
Традиционной является первая группа АЗС, то есть АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточной колонкой (п. 5.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221).
Правила установки
Согласно Требованиям пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 п. 5.3 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные), контроль за превышением загазованности необходимо организовать в следующих местах:
- Контроля герметичности одностенных и двустенных резервуаров ЖМТ .
Контроль герметичности одностенных резервуаров проводиться путем непрерывного слежения за наличием утечек топлива в наиболее низкой части пространства, посредством датчиков ДВК, порог срабатывания системы равен 20 % НКПР. Аварийная вентиляция запускается автоматически при концентрации паров топлива во внутреннем пространстве, равной 10% НКПР.
- Контроль загазованности в Технологических шахтах и колодцах .
Непрерывный автоматический контроль за концентрацией паров топлива в технологических шахтах и колодцах проводится путем подачи светового и звукового сигнала при превышении у дна шахты концентрации паров топлива, равной 20% НКПР, а также отключение электропитания насосов линии выдачи и автоматическое прекращение операции наполнения резервуаров.
- На АЗС с наличием газового моторного топлива, технологическая система должна обеспечивать
возможность безопасного перекрытия утечки СПГ (сжиженный природный газ) из резервуаров для хранения СПГ, а также СУГ (сжиженные углеводородные газы) и его паров из резервуаров для хранения СУГ, предотвращающего выход за территорию АЗС газопаровоздушных смесей с концентрацией указанных паров более 20% от НКПР с частотой выше одной миллионной в год.
- Технологические колодцы с оборудованием СУГ и СПГ, шахты резервуаров СУГ, приямки с оборудованием с КПГ (компримированный, или сжатый природный газ) и/или СПГ, площадки для АЦ (автоцистерна) СУГ и АЦ СПГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружения, в которых обращаются КПГ, СПГ и СУГ, должны быть оборудованы сигнализаторами ДВК. Сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентрацией горючего газа величины, превышающей 20% от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС.
При достижении в местах установки сигнализаторов, соответствующей 50% от НКПР, должно быть обеспечено автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств.
Датчики ДВК должны располагаться на расстоянии от 50 до 100 мм:
- от дна технологических колодцев и шахт с оборудованием с СУГ и СПГ;
- от уровня заправочной площадки (у раздаточной колонки СУГ);
- от уровня площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара);
- от поверхности площадки (пола) сооружения, в котором обращается СУГ или СПГ;
- от перекрытия (навеса) сооружения (приямка), в котором обращаются КПГ и/или СПГ.
- Контейнер хранения ЖМТ. Запуск аварийной вентиляции контейнера хранения топлива, при превышении концентрации паров топлива, во внутреннем пространстве образуемом ограждающими конструкциями контейнера хранения топлива, равной 10% НКПР.
- Контейнеры хранения СУГ и СПГ. Автоматическое перекрытие подачи СУГ и СПГ из контейнеров для хранения при концентрации паров газов 20% НКПР.
- Трубопроводы СУГ и СПГ. Автоматическое перекрытие подачи СУГ и СПГ из контейнеров для хранения при концентрации паров газов 20% НКПР.
- Передвижные автомобильные КРИОАЗС, газонаполнительные и газозаправочные станции.
Между защитным экраном и резервуаром СУГ и СПГ, на высоте от 50 до 100 мм от поверхности площадки передвижной АЗС следует устанавливать датчики ДВК, обеспечивающие при достижении концентрации паров газового топлива величины, превышающей 20% от НКПР, автоматические сигнализацию персоналу станции, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов сжиженного газа и раздаточных колонок
Схема установки
Нормативная документация
- Требования к установке сигнализаторов и газоанализаторов ТУ-Газ-86.
- п. 5.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221).
- АЗС газомоторного топлива (АГЗС, АГНКС, КриоАЗС). Деятельность регулируется Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 N 559;
- О пожарной безопасности: ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ.
- Технический регламент от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Оборудование
Газоанализаторы аммиака
Пожалуйста, войдите, чтобы продолжить
Исполнение в корпусе из нержавеющей стали
Пожалуйста, войдите, чтобы продолжить
Исполнение в корпусе из нержавеющей стали, встроенное силовое реле